История
Ярославль – жемчужина «Золотого кольца», древнейший город России с тысячелетней историей. А знаете ли Вы, как был основан наш город?
Достоверной информации об истории основания града на Волге практически нет. Но есть известная легенда, которую на экскурсиях с удовольствием рассказывают заезжим туристам. Молодой князь Ярослав Владимирович, получивший от отца Ростовское княжество, поехал на берега Волги наставлять на путь истинный местных язычников. В то время язычники сильно бесновались, грабя проходящие мимо их поселения суда. Жили они у впадения речки Которосль в Волгу в поселении «Медвежий Угол». Усмирив племя, позже Ярослав снова наведался к ним – хотел заставить язычников креститься, и основать город. Местным задумка князя пришлась не по нарву, и на него выпустили псов и «люта зверя». Зверя бесстрашный князь зарубил секирой, а псы испугались. На следующее утро при впадении Которосли в Волгу был заложен новый город, названный Ярославом в свое имя. На месте расправы с лютым зверем была заложена Ильинская церковь. Строительство града на Волге стало одним из первых крупных деяний Ярослава Мудрого.
«Лютый зверь», выпущенный на Ярослава – медведь до сих пор красуется на гербе города. В Софийском соборе в Киеве есть даже фреска, на которой изображен князь, поражающий медведя секирой.
Помимо этой есть и другая легенда. В отличие от первой, она малоизвестна. В первом тысячелетии нашей эры на этих землях жили представители финно-угорской народности меря. В период становления Киевской Руси в IX веке именно сюда двинулись славянские народы. Ярослав, в то время Ростовский князь, на охоте отстал от своих спутников, и в овраге на него напала разъяренная медведица. Ярослав, будучи опытным воином, сумел справиться с животным и зарубить его секирой. В память о чудесном спасении он повелел основать город.
Герб Ярославля.
Все знают, как выглядит современный герб Ярославля. А Вы знаете, как изначально выглядел герб нашего славного города? Нет? Тогда прочтите этот обзор, будет интересно…
Первое изображения геральдической эмблемы Ярославля относится к XVI веку: на печати Ивана Грозного 1577 года нарисована рыба головою влево, ведь рыболовство всегда играло немалую роль в жизни нашего региона.
С середины XVII века символом Ярославля и Ярославской земли становится медведь. Он изображён в «Титулярнике» Алексея Михайловича 1672 года как эмблема Ярославского княжества: «В кругу медведь чёрный, стоит на задних лапах, в правой ноге передней держит протазан, а левую переднюю ногу протянул, под ним написан лес и трава.» Гербовый медведь считался символом предусмотрительности и силы. Протазан же — родовой знак Рюриковичей.
В дальнейшем изменениям подвергались лишь детали рисунка — цвет и поза медведя и предмет, находящийся в его лапе. Термин «городской герб Ярославля» впервые был официально употреблён в Указе 19 июля 1692 года о серебряной печати Приказной палаты города (учреждение городской печати — свидетельство возросшего административного статуса Ярославля). Рисунок герба повторял эмблему княжества из «Титулярника» 1672 года.
В 1730 году ярославский герб был официально утверждён: в фигурном щите «стоящий чёрный медведь, на плече держит в лапе чекан красный, поле жёлтое». По нему изготовляли печати и полковые знамёна.
Новое описание герба города, ставшего центром губернии и наместничества, было утверждено 31 августа 1778 года: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке», щит прямоугольный с небольшим заострением внизу. Одновременно это был герб наместничества и губернии.
В 1856 г. был утвержден новый губернский герб Ярославля: “В серебряном щите, черный, идущий на задних лапах медведь, голова прямо, держит в левой лапе золотую секиру на таком же ратовище, щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми ветками, соединенными Андреевской лентою”. Губернский герб был одновременно и гербом г. Ярославля. Упразднен был в середине 1918 г.
В советское время герб был выведен из официального употребления, однако он сохранился как исторический символ, например, медведь был изображён на эмблеме Ярославского автозавода, так же он был включён в эмблему 950-летия Ярославля.
В начале 1990-х годов началось развитие местного самоуправления, и постоянная комиссия по культуре, историческому наследию и делам религий занялась разработкой новой версии герба. 20 января 1993 года Малый совет Ярославского городского совета народных депутатов принял Решение «О Гербе города Ярославля», подписанное председателем Совета Л. Л. Кругликовым. Согласно официальному описанию: «На геральдическом серебряном щите по центру бурый медведь, идущий влево на задних лапах, держащий в левой передней лапе золотую секиру на такой же рукояти, голова в направлении движения с поворотом 3/4 (анфас). Торжественное оформление — дубовыми ветвями, перевитыми цветной лентой в цветах Российского государственного флага.»
Толгская обитель.
Основание монастыря связано с очень любопытной легендой. Это случилось в 1314 году, в очень тяжелые времена, когда русский народ страдал от татаро-монгольского ига. От постоянного вида крови и насилия люди становились равнодушнее и грубее, выжить и выстоять русскому человеку помогала лишь вера. В отчаянии люди молили Пресвятую Богородицу избавить их от пленения нечестивым народом. При таких обстоятельствах 8 августа святителю Прохору, который возвращался из пастырской поездки в Белоозеро, в дремучем лесу под Ярославлем явилось чудо. Епископ проснулся в полночь от яркого света, источника которого видно не было. Посмотрев на противоположный берег Волги, он увидел поднимающийся из соснового леса столп света, от которого через реку протянулся мост. Помолившись Богу и взяв свой посох, святитель перешел по нему на противоположный берег и увидел образ Матери Божьей. После долгой молитвы он тайком вернулся в свой шатер, решив утаить свое ночное видение ото всех. Однако утром, собираясь в путь, слуги епископа не смогли найти его посох, тогда Прохор понял, что Господь дает ему знак открыть виденное им чудо.
Святитель рассказал о том, свидетелем чего он стал, после приказал слугам переплыть реку и отыскать посох. Слуги нашли посох епископа, а рядом с ним среди деревьев стояла икона Пресвятой Богородицы. Тронуть её слуги побоялись, поскольку не имели на то благословения, и, взяв лишь посох, вернулись к епископу, которому обо всем рассказали. Тогда святитель Прохор переплыл Волгу и, увидев икону, которая явилась ему ночью, буквально за один день выстроил и освятил деревянный храм. Так был основан Толгский монастырь, получивший название от реки Толги, впадающей в Волгу в этом месте.
К сожалению, о первых двух веках существования обители мало что известно. Источником немногочисленных фактов того времени являются записи летописцев в сказаниях об иконе Толгской Богоматери. Первое событие, зафиксированное в Сказаниях, – это чудо мироточения Богоматери и младенца в сентябре 1392 года, которое произошло во время утреннего молебна. Миро оказалось целебным, многие болеющие, помазавшись им, получили исцеление. С тех пор икону Толгской Богоматери почитают как мироточивую. Второе чудо – чудесное спасение иконы из пожара в начале XV века. Огонь, охвативший Толгский монастырь, мгновенно уничтожил деревянные строения, монахи даже не успели спасти ничего из церковной утвари. Более всего они горевали об утраченной чудотворной иконе. Но, к их радости, она была обнаружена на вершине дерева, не пострадавшая при пожаре. На месте этом заложили часовню, куда поместили копию Толгского образа Богоматери.
В середине XV века, из-за постоянных притеснений князей Засекиных, монахи обратились с просьбой о покровительстве к великому князю Василию Темному. Эта челобитная была удовлетворена, и с тех пор монастырь находился под покровительством русских самодержцев на многие века. В 1553 году Толгский монастырь впервые посетил Иван Грозный, которого принесли туда на носилках. После молитвы у иконы царь исцелился. В благодарность за свершившееся чудо царь велел выделить золото и драгоценности для украшения образа, а также выстроить каменный Введенский собор и заложить кедровую рощу.
В 1609 году монастырь был разграблен литовскими захватчиками, а после интервенты подожгли кельи, предав мученической смерти от огня 46 насельников, которые нашли укрытие в храме. Кроме того, в первой половине 1612 года Минин и Пожарский выбрали для размещения народного ополчения Толгский монастырь, поскольку Ярославль в те времена был густонаселен, санитарные условия были ужасными, и началась эпидемия. По инициативе игумена монастыря был совершен крестный ход с Толгским образом вокруг Ярославля, после чего эпидемия отступила. С 1673 года и до начала XVIII века в монастыре началось активное каменное строительство, заложившее основу современного монастыря. В XVII-XIX веках монастырь неоднократно посещала царская семья. В 1763 году Екатерина Великая совершила сюда пешее паломничество, в 1863 году обитель посетил цесаревич Николай Александрович, в 1913 году, в дни празднования трехсотлетия династии Романовых Толгский монастырь посетил последний император всея Руси Николай II с супругой и дочерьми.
В революционные годы монастырь сильно пострадал. После восстания в Ярославле в 1918 г. все имущество обители было описано и национализировано. В декабре 1918 года в Толгский монастырь переехали монахи из Казанского монастыря, который после белогвардейского восстания превратили в концлагерь. В конце 1928 года во Введенском соборе была проведена последняя служба, и в марте следующего года монастырь официально закрыли и сбросили с него колокола и кресты. В 1947 году советские власти признали архитектурный ансамбль монастыря историко-культурным памятником, но это были лишь слова. С 1960 года рядом с ним разместилась колония для несовершеннолетних, обслуживающий ее персонал проживал в специально отстроенном для них доме на территории монастыря, возле березового парка. В последующие годы возле этого дома были построены и другие здания колонии, которые выросли в посёлок Толга. Кладбище монастыря было разграблено и разрушено, под Введенским собором была уничтожена усыпальница, а в самом соборе устроили псарню и конюшню. Такое положение дел сохранялось до 80-х годов. В конце осени 1987-го детская колония выехала с территории монастыря, обитель была возвращена Православной Церкви и возобновила свою деятельность как женская. Толгский женский монастырь стал первой вновь открытой в СССР обителью.
На данный момент в Толгском монастыре действует пять храмов. В холодное время года богослужения совершаются в Крестовоздвиженском храме, а в летнее – во Введенском соборе. Палата с иконой Толгской Богоматери хранится в Крестовоздвиженской церкви, которая открыта каждый день.